Москва, Водников, 2 стр. 16 блок 7

Электронная коммерция

Маркетинг
03 января 2025
Время на чтение: 6 мин.
Покупка онлайн

Электронной коммерцией называют торговые операции, которые осуществляются в Интернете. Подобная деятельность предполагает распространение, рекламу, продвижение, продажу товаров или услуг при помощи электронных средств связи – ПК, планшетов, смартфонов. Другими словами, под E-commerce понимают любые коммерческие мероприятия, проводимые во Всемирной Паутине. Впервые электронную коммерцию стали использовать в США. Позже она начала распространяться в европейских странах, в конце 1990-х город охватила Россию и Китай.

Технически данная сфера экономики строится на трех составляющих – серверах, базах данных и системах доставки продукции потребителю. Важнейшим из них считается первый элемент, а именно – сервер, который должен быть качественным и быстродейственным. Базы данных требуются крупным компаниям, а доставка не нуждается в сложных логистических операциях и выполняется обычными транспортными компаниями.

Разновидности E-commerce

Классификация электронной коммерции определяется типом целевой аудитории, с которой взаимодействует предприятие:

  • B2B (Business-to-Business). Наиболее распространенный тип E-commerce, предполагающий взаимоотношения между предпринимателями. Иными словами, B2B – это взаимодействие юридических лиц, производителей товаров, которые заключают договора или партнерские соглашения на поставку продукции. Чтобы найти партнеров и организовать переговоры по вопросам торговли, участники данной сферы используют специальные интернет-ресурсы и интерактивные базы данных.
  • B2C (Business-to-Consumer). Данная отрасль предусматривает продажу товаров или услуг физическим лицам. По сути, B2C является аналогом розничной торговли, только используется посредством онлайн-ресурсов – различных сервисов, интернет-магазинов и др. Потребители получают такой существенный бонус, как более широкий ассортимент в отличие от обычных торговых точек. Заказ продукции не отнимает много времени, а доставка производится прямо на дом или в офис. Юридические лица, в свою очередь, получают возможность минимизировать расходы на содержание складов и магазинов.
  • С2С (Consumer-to-Consumer). Здесь сделки проводятся между физическими лицами. Для взаимодействия между пользователями применяются электронные системы объявлений, которые позволяют одному человеку предложить свой товар либо услугу, а другому – подыскать подходящее предложение. Примерами таких площадок являются Ebay, «Юла», Avito.
  • B2G (Business-to-Government). Участниками рынка в этой сфере являются государственные учреждения, которые сотрудничают с юридическими лицами. Характерным примером ниши B2G можно назвать портал госзакупок РФ. При осуществлении сделок в нише применяются разного рода тендеры, конкурсы, котировки. Договора заключаются на крупные суммы, поэтому к предприятиям-поставщикам предъявляются повышенные требования. Фирма, которая участвует в тендере, должна быть статусной и обладать безукоризненной репутацией.
  • G2C (Government-to-Citizens). Ниша схожа с B2G, но вместо предпринимателей участниками являются физические лица. Если говорить простым языком, G2C – это услуги, которые государственные учреждения оказывают гражданам. К таким сервисам можно отнести предоставление доступа к информации или услугам, к примеру, для регистрации предпринимательской деятельности, уплаты штрафов или налогов, оформления документов. Сюда же входит информационная поддержка, поэтому нишу нельзя назвать коммерческой в полной мере.
  • G2G (Government-to-Governmen). Еще один вид коммерции, связанный с государственными услугами. Под ним подразумевают взаимоотношения между государственными инстанциями в плане поставок товаров, предоставления услуг и др.
  • C2B (Consumer-to-Business). Нестандартная разновидность E-commerce, в которой пользователь самостоятельно определяет цены на продукцию. Стоимость устанавливается посредством голосования. При помощи специализированных площадок покупатель устанавливает, за сколько он хотел бы приобрести конкретный продукт, а продавец решает – продавать ли ему за такие деньги. Онлайн-сервис в данном случае является своего рода посредником, который занимается поиском продавцов, готовых торговать за заявленную покупателями цену.
  • B2E (Business-to-Employee). Взаимодействия предприятий и их сотрудников тоже могут строиться на коммерции. B2E предполагает применение всевозможных сервисов, которые позволяют автоматизировать бизнес-процессы. Их объединяют в корпоративную сеть (интранет), которую можно использовать для выхода в Интернет по защищенным каналам.
  • E2E (Exchange-to-Exchange). Узконаправленная ниша, которая предусматривает взаимодействие предпринимателей и пользователей между онлайн-биржами. Примером подобной сферы выступают сервисы, которые предоставляют услуги обмена Е-валюты.
  • B2L (Business-to-aLLiance), B2P (Business-to-Partners). Предназначены для построения взаимоотношений между подразделениями фирмы или партнерами внутри общей сети.
  • B2B2С (Business-to-Business-to-Customer). Эта сфера призвана объединять две разновидности E-commerce, такие как В2С и В2В. Системы интегрируются на одной платформе и формируют цепочку, которая обеспечивает прохождение товаров от продавца к складским помещениям, а затем к потребителю. Пример – предприятие покупает продукцию в Китае и подписывает контракт с карго-складами на подвоз товаров конечному покупателю.

На текущий момент в Сети чаще всего используются ниши В2С и В2В. Неплохое развитие получают сфера С2С и G2C, а вот госзакупки требуют повышенного порога входа, поэтому не находят широкого распространения. Независимо от сектора и его популярности, электронная коммерция состоит из нескольких компонентов:

  • онлайн-сервис (интернет-магазин, сайт, лендинг, профиль в соцсети);
  • системы для взаимодействия с покупателем – отдел продаж, служба техподдержки, CRM;
  • каналы для привлечения посетителей – контекст, SMM, таргетированная реклама, SEO;
  • сервисы обслуживания потребителя – службы возврата продукции, доставки, закупок.

Принцип действия онлайн-коммерции

Чтобы детально разобраться в работе E-commerce, рассмотрим принцип ее действия на примере работы интернет-магазина. При оформлении заказа используется такой алгоритм:

  1. Пользователь заходит на сайт и начинает просматривать каталог с товарами, а затем выбирает подходящий для себя продукт. В данном случае происходит взаимодействие его смартфона или компьютера с сервером, на котором размещается онлайн-площадка.
  2. Как только покупатель оформляет покупку, сервер принимает заявку и направляет ее менеджеру интернет-магазина.
  3. Специалист запрашивает базу данных с целью определить, есть ли необходимый товар на складе. Если продукт отсутствует, менеджер направляет запрос поставщику, определяет время доставки продукции на склад, а затем отправляет покупателю соответствующие сведения.
  4. При наличии товара на складе менеджер продолжает обрабатывать заказ. На данном этапе специалист обращается к финансовой системы относительно обработки транзакции.
  5. Финансовая система дает разрешение либо выполняет блокировку совершения сделки. Те или иные действия зависят от того, в каком положении находится счет пользователя. Как правило, сделка блокируется при отсутствии необходимой суммы, нерабочей карте и других подобных проблемах. Если оплата прошла, то сотрудник интернет-магазина выполняет подтверждение транзакции с уведомлением сервера.
  6. Сервер направляет клиенту сообщение с информацией об успешной оплате и принятии заявки в обработку.
  7. Заказ передается на склад, где работники готовят его к отправке заказчику.
  8. Служба логистики осуществляет доставку заказа покупателю.
  9. Когда продукт уходит со склада, клиент получает сообщение на смартфон или электронную почту о том, что заказ доставляется.

Весь процесс примерно аналогичен для любых сервисов, будь то онлайн-банкинг или интернет-магазин. Исключение могут составлять только случаи, когда услуга не может быть оказана физически. Например, при продаже электронной книги или предоставлении доступа к какой-то компьютерной программе.

Примеры E-commerce

Существует немало ниш, в которых электронная коммерция успешно реализуется. Приведем ряд примеров:

  • Доски объявлений, каталоги, агрегаторы. С их помощью можно бронировать номера в отелях, заказывать билеты на поезд или самолет, выполнять ряд других действий, которые способствуют развитию данной сферы.
  • Интернет-магазины, онлайн-банкинги, рекламные и маркетинговые кампании значительно облегчают бизнес-процессы.
  • Сайты, распространяющие платную информацию. К ним относят ресурсы, которые продают электронные книги, предлагают просмотр фильмов или видеороликов на возмездной основе.
  • Сервисы по предоставлению услуг. Благодаря электронной коммерции пользователи могут использовать гаджет для оплаты коммуналки, оформления документов, внесения штрафов и др.

Плюсы и минусы

Все нищи на рынке имеют свои преимущества и недостатки. Онлайн-коммерция – не исключение. Рассмотрим ее основные достоинства:

  • Возможность расширить ЦА. Интернет не препятствует продажам в любых странах без чрезмерных расходов. Разумеется, в том случае, когда предприниматель торгует электронными товарами. При продаже физической продукции проблему решают логистические компании.
  • Уменьшение затрат. Электронная коммерция позволяет снизить расходы на ведение бизнеса за счет отказа от физических площадок и большого штата продавцов. Все операции поддаются автоматизации, а снижение транзакционных издержек позволяет сократить себестоимость продукции.
  • Аналитика. Благодаря онлайн-коммерции можно выполнять точный анализ работы компании и вовремя принимать меры по ее улучшению.
  • Минимум посредников. При помощи E-commerce можно отказаться от услуг посреднических организаций и работать напрямую с производителями. Это позволяет создавать прямые каналы между участниками рынка и снижать цены на товары или услуги.

К минусам онлайн-коммерции относят:

  • Особенности текущего законодательства. Государство не способно в полной мере регулировать процессы в Сети, что зачастую препятствует заключению договоров.
  • Зависимость онлайн-продаж от доступа к Интернету. Не все регионы еще имеют свободный доступ к Сети, что замедляет развитие электронной коммерции.
  • Авторское право. Торговля в глобальной системе часто сталкивается с необходимостью защиты прав собственности. Большой проблемой для E-commerce по всему миру является создание пиратских копий продукта, слив в свободный доступ плодов интеллектуального труда.
  • Безопасность данных. Пользователи Интернета должны быть уверены в конфиденциальности личной информации, что не всегда обеспечивается онлайн-коммерцией. Решить проблему помогают авторизация, сертификация, капча и другие средства безопасности, которые активно внедряются в структуру онлайн-сервисов.

Заключение

Использование онлайн-коммерции позволяет предпринимателям повысить качество обслуживания клиентов, улучшить эффективность бизнес-процессов, свести к минимуму рутинную бумажную работу. Клиенты, в свою очередь, могут рассчитывать на круглосуточную техническую поддержку и возможность получить интересующий товар, не покидая своего дома. Несмотря на то, что E-commerce имеет ряд недостатков, большинство экспертов сходятся во мнении, что будущее торговли именно за продажами в Интернете.