Москва, Водников, 2 стр. 16 блок 7

Что такое маркетинг

Маркетинг
03 января 2025
Время на чтение: 8 мин.
12

Каждая фирма применяет свои способы продвижения бренда – от анализа конкурентов до создания УТП. Выбор тех или инструментов определяется маркетологами компании с учетом поставленных целей. Стоит понимать, что проводимые мероприятия могут приносить как положительные, так и негативные результаты. Итоги маркетинговой деятельности зависят от того, насколько грамотно была разработана стратегия, какие методы использовались и насколько хорошо маркетологи умеют пользоваться выбранными инструментами.

Задачи маркетинга

При рассмотрении понятия «маркетинг» мы упомянули, что основной задачей любого предприятия является получение дохода. Однако рыночная деятельность преследует и множество других целей, которые обеспечивают устойчивое положение фирмы на рынке. К ним относят:

  • Производство и расширение ассортимента.
  • Изучение конкурентов – ценовой политики, производимой продукции, слабых и сильных сторон.
  • Позиционирование с повышением узнаваемости, улучшением имиджа.
  • Грамотное ценообразование.
  • Анализ рынка в целом и своей ниши в частности – основные тенденции, спрос, потребности покупателей и др.
  • Продвижение услуг или изготавливаемых продуктов в Интернете и офлайн.
  • Повышение конверсии предприятия.
  • Анализ ЦА – запросов, ключевых особенностей и т. д.
  • Повышение качества обслуживания.
  • Увеличение объемов производства и продаж.
  • Повышение лояльности клиентов и их доверия к фирме.

Это только часть тех задач, которые решаются предприятиями в рамках маркетинговой деятельности. Список можно продолжать бесконечно, но любые цели компаний в той или иной степени завязаны на извлечении прибыли. Все предприятия осуществляют индивидуальный подход к определению своих задач. Намеченные цели должны отвечать производственным и материальным возможностям организации, в противном случае их будет невозможно достичь.

Задачи в маркетинге

Задачи бывают одно- или многоуровневыми. Предположим, фирма замечает, что в минувшем квартале количество ее завершенных сделок несколько снизилось. При 1 000 обращений, которые поступали от заказчиков, фирме удалось закрыть только 780 (78 %), тогда как в другие отчетные периоды эти показатели никогда не были меньше 85 %. В такой ситуации предприятие может поставить перед собой одноуровневую задачу, а именно – улучшить качество обслуживания (повысить квалификацию сотрудников, сделать условия сделки более привлекательными для клиентов и др.).

Если рассматривать этот пример в контексте многоуровневых задач, то фирма не только предполагает улучшать сервис, но и ставит перед собой целую цепочку дополнительных целей. В частности, анализ конкурентов – разработка персональной стратегии для повышения конкурентоспособности – реализации намеченных задач – увеличение доли в нише, которую занимает организация. При этом маркетолог должен не просто правильно ставить задачи, но и уметь их грамотно реализовывать.

Функции маркетинга

Базируясь на понимании маркетинга как концепции управления и рыночного сбыта, можно выделить 5 его основных функций:

1.Анализ

Под данной функцией подразумевается всестороннее изучение текущего положения на рынке, конкурирующих компаний, запросов покупателей, а также различных факторов, которые оказывают воздействие на работу предприятия. Результаты, получаемые при проведении аналитики, позволяют объективно оценить ситуацию, грамотно разработать маркетинговую стратегию, выбрать методы и инструменты, которые помогут организации продвигаться на рынке.

Анализ в маркетинге

2. Производство.

Включает в себя все аспекты, связанные с изготовлением товаров – от проработки концепции и привлечения новых технологий до складского хранения и продаж. Благодаря производственной функции можно повысить качество изготавливаемых продуктов, а, следовательно, сделать их более конкурентоспособными.

Производство в маркетинге

3. Контроль и управление.

Управлять и контролировать – неотъемлемые аспекты любого предприятия. Без правильного планирования маркетинговой стратегии, грамотной организации управленческой структуры невозможно добиться высоких результатов в работе. Функция предполагает четкую организацию управления рисками, постоянный контроль над процессами производства и квалифицированную информационную поддержку как покупателей, так и партнеров.

4. Продажи.

В эту категорию входит комплекс мер, предпринимаемых для улучшения торговли и стимуляции спроса. К ним относят грамотную ценовую политику, рекламные кампании, разработку ассортимента, который отвечает потребностям клиентов.

5. Инновации.

Предусматривает создание и внедрение в производственные процессы передовых технологий, предложение новых услуг или продуктов.

Инновации в маркетинге

Методы маркетинга

Добиться задач, которые были описаны выше, можно с использованием различных методик. Основными способами, применяемыми компаниями при ведении рыночной деятельности, являются:

  • прогнозы, планирование;
  • анализ;
  • консультирование;
  • анкетирование, опросы;
  • личные продажи;
  • А/В тестирование;
  • информационная поддержка;
  • программы лояльности;
  • реклама;
  • создание ценовой политики;
  • пропаганда.
Методы в маркетинге

Маркетинг предполагает обширный комплекс мероприятий по получению дохода, поэтому способы достижения целей у тех или иных предприятий могут быть совершенно разными.

Типы маркетинга

Понятие может классифицироваться по множеству критериев. В зависимости от охвата рынка различают такие типы маркетинга:

  • концентрированный – продукты изготавливаются для отдельной рыночной ниши;
  • дифференцированный – товары производятся для нескольких рыночных сегментов;
  • недифференцированный – продукты рассчитаны на весь рынок.

В соответствии со спросом на продукцию либо услугу маркетинг бывает следующих разновидностей:

  • Развивающий – конвертирует потенциальный спрос в реальный. К примеру, компании изучают запросы покупателей и изготавливают товар, который способен закрыть эти потребности.
  • Демаркетинг – используется для уменьшения спроса, поскольку он слишком высок, а предприятие не может его удовлетворять.
  • Синхромаркетинг – подходит для случаев, когда наблюдаются колебания спроса (к примеру, на сезонный товар). Основная задача фирмы состоит в его стабилизации за счет увеличения стоимости продукта в момент наибольшего повышения или снижения цены при падении.
  • Конверсионный – предполагает мероприятия, которые будут создавать спрос, поскольку он чрезвычайно низок.
  • Ремаркетинг – призван вернуть ушедших покупателей посредством дополнительной мотивации. Если спрос падает, фирма создает уникальное торговое предложение и предлагает решения, которые оживляют снижающийся спрос. Предположим, покупатель зашел в интернет-магазин, добавил продукт в Корзину, но не купил. Фирма может запустить контекстную рекламу, которая будет предлагать скидку на данную позицию.
  • Противодействующий – используется при продажах небезопасных продуктов (например, сигарет, алкоголя). Предполагает сведение к минимуму постоянного иррационального спроса на такие товары.
  • Поддерживающий – призван поддерживать существующий спрос.
  • Стимулирующий – целесообразен в случаях, когда спрос равен нулю. Компании необходимо его стимулировать, принимая во внимание причины отсутствия.

Еще одна классификация делит маркетинг по типу клиентов. Согласно данному критерию выделяют:

  • В2С (Бизнес для потребителя) – товары рассчитаны на обычных покупателей. Это могут быть продукты питания, вещи и т. д.
  • В2В (Бизнес для бизнеса) – продукты изготавливаются для юридических лиц (оптовые продажи).
Типы маркетинга

Исходя из области использования, различают онлайн- и офлайн-маркетинг. Как понятно из названия, первый применяется в Интернете, второй – в обычной жизни.

Сферы использования маркетинга

Маркетинг находит широкое применение во многих областях хозяйствования. Его эффективно используют в следующих сферах:

  • рынок услуг – обслуживание, которое предоставляется обычным гражданам (перевозки, обучение, юридическое сопровождение, ремонт и др.);
  • рынок потребительских товаров – все типы продуктов, которые можно купить в магазинах (питание, бытовые приборы, обувь, хозтовары и т. д.);
  • опыт – сфера трудоустройства;
  • личности – рынок артистов, музыкантов и других известных персон;
  • средства производства – продукты, которые необходимы для изготовления товаров (оборудование, материалы);
  • события – мероприятия, включая концерты, соревнования, театральные представления;
  • география – маркетинг территорий (курорты, градообразующие предприятия и др.);
  • собственность – риэлтерские агентства, застройщики, рынок ценных бумаг;
  • информация – предоставление информации и новых идей.
Сферы использования маркетинга

Маркетинг можно назвать универсальным решением, которое актуально почти во всех сферах жизни. В область его использования попадают любые направления работы, которые нуждаются в продвижении и нацелены на получение прибыли.

Ключевые стратегии

Маркетинговые стратегии имеют широкую классификацию. Согласно виду деятельности компании они могут быть следующими:

  • инновации – предполагают вертикальное развитие предприятия с производством новинок, работой в новых для себя сферах;
  • расширение рынка – нацелены на горизонтальное развитие, то есть улучшение качества имеющегося продукта, расширение ассортимента, приобретение большей доли в нише;
  • диверсификация – новые для фирмы области деятельности с минимумом или полным отсутствием конкурентов;
  • сокращение – реорганизация предприятия, которая призвана сделать его деятельность более эффективной.
Стратегии в маркетинге

Исходя из охвата рынка, стратегия может быть дифференцированной, недифференцированной или концентрированной. Все эти понятия аналогичны вышеуказанным типам маркетинга. Обратите внимание, что от типа выбранной стратегии во многом зависят применяемые фирмой методы и инструменты. Чтобы грамотно подобрать сценарий, необходимо выполнить всестороннюю оценку состояния рынка и ресурсов, которые может использовать предприятие для достижения целей.

Составление маркетингового плана

Под маркетинговым планом понимают официальный документ, который закреплен в политике предприятия. В нем прописывается выбранная стратегия с указанием каждого этапа работы, всех мероприятий и действий, которые должны выполнять сотрудники на пути к решению поставленных задач. При планировании следует принимать во внимание такие маркетинговые принципы:

  • Дифференциация – подразумевает, что каждый сегмент целевой аудитории различается по запросам и «боли». Товары или услуги, которые продвигаются компанией, могут понравиться далеко не всем покупателям, поэтому фирма должна понимать, что к каждому сегменту потребуется свой подход.
  • Скользящее планирование – в документ могут регулярно вноситься изменения согласно текущему состоянию рынка.
  • Многовариантность – при внедрении маркетинговой стратегии события могут развиваться по-разному. Каждое из них прописывается и прорабатывается в документе.

Интернет-маркетинг

Отдельно стоит упомянуть такую категорию, как интернет-маркетинг. В последние годы она пользуется повышенной популярностью и повсеместно используется для продвижения товаров или услуг. Между работой маркетологов в онлайн и офлайн существует большая разница. Кроме привычных инструментов, используемых в офлайн-пространстве, интернет-маркетинг предполагает применение дополнительных методов, таких как:

  • SEO – поисковая оптимизация с целью поднять сайт в позициях поисковиков. При грамотном подходе можно обеспечить своему интернет-ресурсу огромное количество посетителей, независимо от масштабов компании.SEO в маркетинге
  • Медийная реклама – включает в себя объявления, которые показываются на сторонних сайтах. Ее видят только заинтересованные пользователи, которые подбираются на основании их действий в Интернете (посещаемые ресурсы, интересы, запросы, вводимые в поиск). Объявления могут содержать видео или картинки, которые способствуют увеличению количества кликов.Медийная реклама
  • Контекстная реклама – предполагает демонстрацию рекламы с текстовыми сообщениями. Она размещается в верхних строках выдачи поисковых систем и не требует оптимизации сайта. Благодаря использованию поисковой рекламы можно получить наиболее «горячий» трафик. Рекламодатель может самостоятельно выбирать ключевые слова, по которым будут показываться его объявления. Если знать, какие запросы использует целевая аудитория при поиске информации в Интернете, можно добиться отличного финансового коэффициента.Контекстная реклама
  • SMM – маркетинг в соцсетях. Компания может создать собственную страницу в одной или нескольких соцсетях, чтобы продавать продукты онлайн или поддерживать общение с целевой аудиторией. Благодаря применению SMM можно сделать ЦА более лояльной к бренду, наладить связь с покупателями, быстрее продвинуть продукт.SMM в маркетинге
  • Баннерная реклама – похожа на медийную рекламу, но предполагает самостоятельный выбор площадок для размещения. Рекламодатель подбирает подходящий сайт и обращается к его собственникам с предложением разместить рекламу, после чего сообщение могут увидеть все посетители этого ресурса.Баннерная реклама
  • E-mail-маркетинг – предусматривает отправку информации о компании по электронной почте. Такой вариант подходит только для удержания уже имеющихся клиентов и их мотивации на повторную покупку.E-mail маркетинг
  • Таргетинг – реклама в соцсетях. Пользователи ресурсов оставляют о себе много полезной информации (интересы, увлечения, запросы), которую маркетологи применяют для создания рекламных объявлений.Таргетинг

В завершение

Маркетинг – неотъемлемая часть работы любой компании. Без использования маркетинговых инструментов предприятие не может эффективно развиваться, у него практически нет шансов удержаться на рынке. Только грамотный подход к рыночной деятельности, умелое сочетание методов маркетинга и их применение на практике позволяют фирмам продвигаться вперед, выигрывать в конкурентной борьбе и повышать свою прибыль.

Маркетинг